TY - JOUR TI -
История искусства и археология в образовательном пространстве революционной России: два неизвестных проекта 1917 г.
T2 - Вопросы образования IS - Вопросы образования KW - высшее образование KW - преподавание KW - археология KW - история искусств KW - учебные планы KW - образовательные дискуссии KW - реформы высшего образования AB - Ананьев Виталий Геннадьевич — кандидат исторических наук, старший преподаватель Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: v.ananev@spbu.ruБухарин Михаил Дмитриевич — член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. E-mail: michabucha@gmail.comАнализируются два проекта, составленные весной 1917 г. и связанные с реформой высшего гуманитарного образования в России. Они были посвящены организации преподавания всеобщей истории искусств и археологии в Петроградском университете и технических вузах. В представленных документах нашел отражение длительный процесс размежевания целого ряда дисциплин (классической филологии, истории искусства, археологии) и формирования собственного исследовательского и преподавательского поля каждой из них. Публикуются письмо выдающегося отечественного антиковеда С. А. Жебелева ученому секретарю Института истории искусств В. Н. Ракинту и записка авторитетного химика, знатока истории Санкт-Петербурга В. Я. Курбатова «О преподавании истории искусства в высших технических учебных заведениях» из фондов ЦГАЛИ СПб. Эти документы расширяют наши представления об истории реформирования высшей школы России в 1917-1922 гг., об окончательном размежевании истории искусств и археологии не только как академических дисциплин, но и как образовательных направлений. Письмо Жебелева и записка Курбатова характеризуют атмосферу в российской педагогической среде 1917-1922 гг., когда были возможны масштабные и эффективные реформы высшей школы. Некоторые из положений, высказанных в ходе анализируемой дискуссии и реализованных при формировании факультета общественных наук Петроградского университета, актуальны и в наши дни: акцент на практическое применение полученных знаний, полидисциплинарный подход в образовательном процессе. AU - В. Г. Ананьев AU - М. Д. Бухарин UR - https://archive_vo.hse.ru/2018--3/223981683.html PY - 2018 SP - 268-286 VL -